Техника воздействия на глазницу
Техника воздействия на глазницу
Часто говорят, что глаза — это зеркало души. Если это так, то глазница, несомненно,— это ключ к черепному механизму, о чем свидетельствует его сложная анатомия.
Крыша: Лобная кость имеет протяженное сочленение с теменной костью; большое крыло клиновидной кости также является частью крыши.
Наружная стенка: скуловая кость сочленяется с височной и находится под ее влиянием, также как и большое крыло клиновидной кости.
Дно: скуловая кость образует часть дна. Верхняя челюсть связана с сошником и сочленяется с носовой костью.
Компоненты верхней челюсти связаны друг с другом. Небная кость передает движение клиновидной кости верхней челюсти.
Внутренняя стенка: верхняя челюсть и слезные кости образуют часть верхней стенки.
Решетчатая кость является передне-верхним полюсом прикрепления серпа большого мозга.
Тело клиновидной кости (у корня клиновидного отростка) сочленяется с затылочной — сфенобазилярный симфиз.
Наружные глазные мышцы соединяются фасцией со стенками глазницы и прикрепляются к глазному яблоку. Прямые мышцы идут от краев зрительного отверстия, например, от корней малого крыла клиновидной кости и от
фиброзного кольца Зинна, что обеспечивает соединение компонентов развивающейся клиновидной кости — тела и малого крыла медиально и большого крыла и крыловидного отростка латерально.
Лобная кость и лобная челюсть служат местом прикрепления верхних и нижних косых мышц соответственно.
Таким образом, травма черепа может оказать глубокое влияние на зрительную функцию и дисбаланс наружных глазных мышц может быть как причиной так результатом напряжения соединяющих мембран черепного механизма.
Глазное яблоко представляет собой фиброзную фасциальную, жидкую структуру, форма которой подвержена нарушениям, как, например, при астигматизме, что можно измерить, или могут иметь место изменения его размеров, о чем можно судить по снижению остроты зрения. Верхнее напряжение сопровождается уменьшением передне-задних размеров глазницы и усилением гиперопии. Нижнее кортикальное напряжение, наоборот, увеличивает этот размер и сочетается с
повышенной миопией.
Боковое напряжение или ротация с наклоном могут способствовать латеральному зрительному дисбалансу, такому как эзофория или экзофория. И, наоборот, окулярный дисбаланс может повлечь за собой изменения со стороны черепа.
Прежде, чем планировать местные воздействия всегда необходимо обследовать больного в целом, и весь череп.
1. V-образное разъединение лобно-носового сочленения. Для разъединения сочленения слева обхватите затылок правой кистью и направьте спиномозговую жидкость от края большого затылочного отверстия вправо от средней линии с помощью указательного или среднего пальца по направлению к V-образной фигуре, образуемой указательным пальцем левой кисти, лежащем на носовой кости, и средним пальцем, лежащем на лобной кости вблизи краев глаза. Слегка раздвигайте эти пальцы, пока спинномозговая жидкость направляется в эту область, до тех пор, пока не почувствуете внезапное «ослабление»,
после чего между носовой и лобной костями будет пальпироваться характерная подвижность. Повторите тот же маневр справа.
2. Необходимо обеспечить гибкость и физиологическую подвижность в области метопического шва. Серп большого мозга прикрепляется к его нижней
поверхности. Положите подушечки пальцев левой руки на лобную кость слева от средней линии. Правой кистью направьте жидкость от надзатылочной области вправо от
средней линии затылка. Удерживайте это состояние до тех пор, пока не почувствуете «ослабление» и появление характерной подвижности. Повторите этот маневр на противоположной стороне.
3. Нередко встречается компрессия в области назо-максилярного шва. По моим наблюдениям оно значительно чаше наблюдается слева. Не является ли это
следствием «воспитательных» пощечин, даваемых правой рукой по левой щеке ребенка? Эта компрессия устраняется с помощью V-образного разъединения:
указательный палец кладется на носовую кость, средний — на восходящий отросток верхней челюсти, и жидкость направляется от чешуи затылочной кости в противоположную от средней линии сторону.
4. Затем осуществляется воздействие на глазницу как единое целое, представляющее собой конус. Окружность основания этого конуса доступна для пальпирующих пальцев, а его верхушка выступает в сторону затылка как
силовая линия. При воздействии на левую глазницу обхватите правой ладонью правый задний квадрант головы ребенка, сгруппировав кончики пальцев левой
кисти по краю глазницы так, чтобы первый и второй пальцы лежали на лобном крае, третий — на верхнечелюстном, а четвертый и пятый — на скуловой кости.
Осторожно попробуйте осуществить поворот глазницы по часовой стрелке и против часовой стрелки. Продолжайте поворот в том же направлении, куда он удается белее свободно и удерживайте глазницу в достигнутом положении, пока не почувствуете внезапное «освобождение» и не появятся легкие ритмичные характерные движения. Повторите тоже на другой глазнице.
5. Глазное яблоко проверяется на податливость и свободу Движений и глазнице.
Нескольку эта структура, является очень чувствительной, здесь требуется чрезвычайная осторожность. Сначала убедитесь в том, что контактные линзы сняты. Для воздействия на левое глазное яблоко пальцы левой кисти кладут на окружности глазницы как при выполнении маневра № 4. Глазное яблоко осторожно берут кончиками большого и длинного пальцев правой кисти и
пытаются повернуть в орбите по часовой стрелке и в противоположном направлении. Движение продолжают в ту сторону, куда оно легче удается, достигнутое положение фиксируют до появления ощущения прекращения сопротивления и появления свободных движений. То же самое повторяют на втором глазном яблоке.
6. В завершение осторожно возьмите оба глазных яблока кончиками пальцев одновременно и оцените симметрию их движений, т.е. может ли теперь мышечный и фасциальный аппарат обоих глаз функционировать гармонично, как это необходимо для нормального бинокулярного зрения.
Эти воздействия на глазницы и глазные яблоки приносят глубокое облегчение больному, у которого длительное время имелось ограничение их движений. Они очень эффективно снимают напряжение глаз, а также устраняют более сложные нарушения мышечного баланса, циркуматорную недостаточность, высокое внутриглазное давление.
В. Фрайман
Часто говорят, что глаза — это зеркало души. Если это так, то глазница, несомненно,— это ключ к черепному механизму, о чем свидетельствует его сложная анатомия.
Крыша: Лобная кость имеет протяженное сочленение с теменной костью; большое крыло клиновидной кости также является частью крыши.
Наружная стенка: скуловая кость сочленяется с височной и находится под ее влиянием, также как и большое крыло клиновидной кости.
Дно: скуловая кость образует часть дна. Верхняя челюсть связана с сошником и сочленяется с носовой костью.
Компоненты верхней челюсти связаны друг с другом. Небная кость передает движение клиновидной кости верхней челюсти.
Внутренняя стенка: верхняя челюсть и слезные кости образуют часть верхней стенки.
Решетчатая кость является передне-верхним полюсом прикрепления серпа большого мозга.
Тело клиновидной кости (у корня клиновидного отростка) сочленяется с затылочной — сфенобазилярный симфиз.
Наружные глазные мышцы соединяются фасцией со стенками глазницы и прикрепляются к глазному яблоку. Прямые мышцы идут от краев зрительного отверстия, например, от корней малого крыла клиновидной кости и от
фиброзного кольца Зинна, что обеспечивает соединение компонентов развивающейся клиновидной кости — тела и малого крыла медиально и большого крыла и крыловидного отростка латерально.
Лобная кость и лобная челюсть служат местом прикрепления верхних и нижних косых мышц соответственно.
Таким образом, травма черепа может оказать глубокое влияние на зрительную функцию и дисбаланс наружных глазных мышц может быть как причиной так результатом напряжения соединяющих мембран черепного механизма.
Глазное яблоко представляет собой фиброзную фасциальную, жидкую структуру, форма которой подвержена нарушениям, как, например, при астигматизме, что можно измерить, или могут иметь место изменения его размеров, о чем можно судить по снижению остроты зрения. Верхнее напряжение сопровождается уменьшением передне-задних размеров глазницы и усилением гиперопии. Нижнее кортикальное напряжение, наоборот, увеличивает этот размер и сочетается с
повышенной миопией.
Боковое напряжение или ротация с наклоном могут способствовать латеральному зрительному дисбалансу, такому как эзофория или экзофория. И, наоборот, окулярный дисбаланс может повлечь за собой изменения со стороны черепа.
Прежде, чем планировать местные воздействия всегда необходимо обследовать больного в целом, и весь череп.
1. V-образное разъединение лобно-носового сочленения. Для разъединения сочленения слева обхватите затылок правой кистью и направьте спиномозговую жидкость от края большого затылочного отверстия вправо от средней линии с помощью указательного или среднего пальца по направлению к V-образной фигуре, образуемой указательным пальцем левой кисти, лежащем на носовой кости, и средним пальцем, лежащем на лобной кости вблизи краев глаза. Слегка раздвигайте эти пальцы, пока спинномозговая жидкость направляется в эту область, до тех пор, пока не почувствуете внезапное «ослабление»,
после чего между носовой и лобной костями будет пальпироваться характерная подвижность. Повторите тот же маневр справа.
2. Необходимо обеспечить гибкость и физиологическую подвижность в области метопического шва. Серп большого мозга прикрепляется к его нижней
поверхности. Положите подушечки пальцев левой руки на лобную кость слева от средней линии. Правой кистью направьте жидкость от надзатылочной области вправо от
средней линии затылка. Удерживайте это состояние до тех пор, пока не почувствуете «ослабление» и появление характерной подвижности. Повторите этот маневр на противоположной стороне.
3. Нередко встречается компрессия в области назо-максилярного шва. По моим наблюдениям оно значительно чаше наблюдается слева. Не является ли это
следствием «воспитательных» пощечин, даваемых правой рукой по левой щеке ребенка? Эта компрессия устраняется с помощью V-образного разъединения:
указательный палец кладется на носовую кость, средний — на восходящий отросток верхней челюсти, и жидкость направляется от чешуи затылочной кости в противоположную от средней линии сторону.
4. Затем осуществляется воздействие на глазницу как единое целое, представляющее собой конус. Окружность основания этого конуса доступна для пальпирующих пальцев, а его верхушка выступает в сторону затылка как
силовая линия. При воздействии на левую глазницу обхватите правой ладонью правый задний квадрант головы ребенка, сгруппировав кончики пальцев левой
кисти по краю глазницы так, чтобы первый и второй пальцы лежали на лобном крае, третий — на верхнечелюстном, а четвертый и пятый — на скуловой кости.
Осторожно попробуйте осуществить поворот глазницы по часовой стрелке и против часовой стрелки. Продолжайте поворот в том же направлении, куда он удается белее свободно и удерживайте глазницу в достигнутом положении, пока не почувствуете внезапное «освобождение» и не появятся легкие ритмичные характерные движения. Повторите тоже на другой глазнице.
5. Глазное яблоко проверяется на податливость и свободу Движений и глазнице.
Нескольку эта структура, является очень чувствительной, здесь требуется чрезвычайная осторожность. Сначала убедитесь в том, что контактные линзы сняты. Для воздействия на левое глазное яблоко пальцы левой кисти кладут на окружности глазницы как при выполнении маневра № 4. Глазное яблоко осторожно берут кончиками большого и длинного пальцев правой кисти и
пытаются повернуть в орбите по часовой стрелке и в противоположном направлении. Движение продолжают в ту сторону, куда оно легче удается, достигнутое положение фиксируют до появления ощущения прекращения сопротивления и появления свободных движений. То же самое повторяют на втором глазном яблоке.
6. В завершение осторожно возьмите оба глазных яблока кончиками пальцев одновременно и оцените симметрию их движений, т.е. может ли теперь мышечный и фасциальный аппарат обоих глаз функционировать гармонично, как это необходимо для нормального бинокулярного зрения.
Эти воздействия на глазницы и глазные яблоки приносят глубокое облегчение больному, у которого длительное время имелось ограничение их движений. Они очень эффективно снимают напряжение глаз, а также устраняют более сложные нарушения мышечного баланса, циркуматорную недостаточность, высокое внутриглазное давление.
В. Фрайман