Краниосакральная концепция остеопатии.

Краниосакральная концепция остеопатии.
Краниосакральная концепция остеопатии.
Серп мозга, или серп большого мозга и он же falx cerebri.
Остеопатия, как известно, точная наука. И как в каждой точной науке, в остеопатии одновременно и равноправно существуют две противоположные модели биомеханики серпа мозга.

Постараемся разобрать обе.
Модель подвижности серпа №1.
Это достаточно механистичная и очень логичная модель, и состоит она в следующем:
Серп мозга, палатка мозжечка и другие элементы твердой мозговой оболочки (dura mater, pachymeninx) представляют собой систему мембран взаимного натяжения, или систему тенсегрити (tensegrity). Иногда в ранних переводах иностранных остеопатических текстов эти элементы твердой мозговой оболочки называются реципрокные мембраны.
Немного теории о тенсегрити (tensegrity). Система взаимного натяжения тенсегрити использует свободное соединение жестких элементов. При воздействии на такую систему (в нашем случае – это гравитация, ПДМ) конструкция меняет форму. При этом происходит перераспределение напряжения равномерно по всем элементам системы. Это обеспечивает прочность конструкции, и такая система одновременно получается адаптивной и упругой.
При изменении положения костей черепа в фазы флексии и экстензии краниосакрального ритма мембраны взаимного натяжения принимают такое положение, чтобы напряжение равномерно перераспределилось по всей системе ТМО. Натяжение внутри самих мембран при этом не меняется. Т. е. серп мозга и палатка мозжечка работают как нерастяжимая и упругая мембрана.
Собственной подвижности у серпа мозга в этой модели никакой нет. Смещаясь в краниосакральном ритме, кости черепа приводят в движение серп мозга и палатку мозжечка. Направление и форма смещения мембран определяются осями и векторами краниосакральной подвижности костей, к которыми эти мембраны крепятся.
Далее логично будет заключить, что исследовав биомеханику костей, связанных с серпом и палаткой мозжечка, мы можем понять биомеханику самого серпа и палатки мозжечка.
1. Серп мозга в своем переднем отделе крепится к петушиному гребню решетчатой кости.
Движение решетчатой кости в цикле ПДМ в сагиттальной плоскости:
Поперечная ось движения проходит через центр решетчатой кости. На фазе флексии петушиный гребень поднимается краниально. Дорсальная часть кости опускается каудально.
2. На протяжении от назиона до брегмы серп мозга крепится к лобной кости (точнее, к двум ее половинкам по метапическому шву).
Движение лобной кости на фазе флексии краниосакрального ритма в сагиттальной плоскости:
Поперечная ось движения проходит через бугры лобной кости. На фазе флексии чешуя лобной кости следует дорсально. Брегма и дорсальная часть чешуи также немного опускается каудально. Кроме этого, весь метапический шов немного углубляется.
3. На протяжении от брегмы до лямбды серп мозга крепится к теменным костям по сагиттальному шву.
Движение теменных костей в цикле ПДМ в сагиттальной плоскости:
Поперечная ось краниосакральной подвижности проходит через бугры теменных костей. На фазе флексии брегма следуют дорсально, лямбда – дорсокаудально. Кроме этого, весь сагиттальный шов немного углубляется.
4. На протяжении от лямбды до иниона серп мозга крепится к затылочной кости.

Движение затылочной кости в цикле ПДМ в сагиттальной плоскости:
Поперечная ось движения затылочной кости проходит над яремными отростками на уровне СБС. На фазе краниальной флексии чешуя затылочной кости откланяется дорсально и каудально.

Суммировав все движения костей, к которым крепится серп, мы получаем движение большого серпа головного мозга на фазе флексии краниосакрального механизма
Олег Бабкин, остеопат

0
3687