Игра сустава, «конечное ощущение», диапазон движения: что это такое?

Игра сустава, «конечное ощущение», диапазон движения: что это такое?
Игра сустава, «конечное ощущение», диапазон движения: что это такое?

Игра, а точнее сказать, «свободный ход» сустава – это особые движения костей, связанные либо с отделением суставных поверхностей друг от друга (как при вытягивании), либо с параллельным движением суставных поверхностей (известным также как смещение, или скольжение сдвига).


Некоторая свобода движений присуща большинству суставов и ограничивается только степенью эластичности мягких тканей. Таким образом, любые изменения длины этих мягких тканей автоматически видоизменяют диапазон возможной подвижности сустава. Это также известно как степень «слабины».

В случае приложения тяги к суставу (под прямым углом к суставным поверхностям), возникает легкое разделение последних, происходящее исключительно за счет снятия силы компрессии окружающих тканей и известное как Уровень тяги 1. Если при дальнейшем разделении «слабина» выбирается, а окружающие ткани натягиваются, то это будет Уровень тяги 2. Далее тяга возрастает до Уровня 3, при котором уже наблюдается реальное растяжение тканей.

Когда происходит скользящее смещение суставных поверхностей относительно друг друга, они, как правило, бывают параллельны (это еще называют «скольжением качения»). При таком типе смещения в любом случае только часть сустава способна к параллельному перемещению относительно противоположной поверхности, поскольку поверхности не являются полностью плоскими, и в данный конкретный момент лишь одна часть поверхности может быть строго параллельна другой (ввиду неконгруэнтности поверхностей).

При скольжении на Уровне 1 слабина выбирается до натяжения мягких тканей. При продолжении смещения до Уровня 2 возникает реальное растяжение тканей.

Профессор Фредди Кальтенборн (1985) приводит важное правило, относящееся к тому, вогнутой или выпуклой является поверхность сустава. Оно гласит, что если вогнутая поверхность движется относительно другой поверхности, то направление скольжения и направление движения кости совпадают. Это означает, что движущаяся кость и вогнутая поверхность сустава находятся на той же стороне, что и ость движения.

Однако если в состоянии скольжения находится выпуклая суставная поверхность, то движение самой кости будет противоположным направлению скольжения. Это значит, что движущаяся поверхность и кость находятся на противоположных сторонах оси вращения. Таким образом, если есть удостоверенное тщательной оценкой (например, скольжением) ограничение подвижности сустава, важно знать относительные формы данного сочленения.

В случае, если суставная поверхность имеет выпуклую форму (например, головка плечевой кости), то остеопат, чтобы увеличить диапазон движения сустава, должен перемещать кость в направлении, противоположном ограничению движения.

Если суставная поверхность вогнута (например, проксимальная головка локтевой кости), чтобы улучшить диапазон подвижности сустава, кость следует перемещать в том же направлении, в котором наблюдается ограничение.

Все суставы обладают «нормальным» диапазоном подвижности. Пальпация должна здесь выявлять как аномальные ограничения, так и избыточную подвижность.

Конец диапазона подвижности сустава можно описать как определенное ощущение, которое называется «конечным чувством». Если сустав пассивно или активно приводят к конечной точке диапазона нормального движения, то он достигает так называемого физиологического барьера. В этом случае конечное чувство является четким, но не грубым или неприятным.

Если сустав подходит к абсолютной границе, то речь идет уже об анатомической границе, обладающей достаточно жестким конечным чувством. Переход такого барьера при любом движении может привести к повреждению.

Если, независимо от причины, в пределах диапазона подвижности существует ограничение, то при активном или пассивном движении в этом направлении отчетливо проявляется патологический барьер.
Если по какой бы то ни было причине, в пределах диапазона движения возникает ограничение, то очевидным является наличие патологического барьера в этом направлении.

Если одной из причин ограничения являются межкостные изменения (например, артрит), то конечное чувство будет внезапным или жестким. Однако, если причиной ограничения являются нарушения функций мягких тканей, конечное чувство имеет более мягкий характер.

Кальтенборн суммирует вариации конечного чувства следующим образом:
• Нормальное мягкое конечное чувство, вызванное сближением мягких тканей (как при сгибании колена), или растяжение мягких тканей (как при тыльном сгибании лодыжки).
• Нормальное отчетливое конечное чувство возникает в результате растяжения суставной капсулы или связок (например, при повороте бедра внутрь).
• Нормальное твердое конечное чувство возникает, когда сходятся кости, как в случае разгибания локтевого сустава.
• Вместе с тем, патологическое конечное чувство может иметь определенные различия, ограничивается за счет повышенного мышечного тонуса, конечное чувство такие, как:
• Более жесткое и менее эластичное чувство, когда рубец на ткани ограничивает движение, или если присутствует укорочение соединительной ткани.
• Если движение является эластичным, менее мягким.
• «Пустое конечное чувство» - это такое конечное чувство, при котором пациент прекращает движение (или просит его прекратить) до того, как движение подошло к реальному конечному чувству, вследствие исключительно сильных болевых ощущений (перелом или активное воспаление), или вследствие участия психогенных факторов.

Гиперподвижные суставы

Гиперподвижные связки и мышцы не обеспечивают адекватную защиту суставов и, соответственно, не могут предотвратить движение в избыточно широком для данного сустава диапазоне подвижности. Без определенной стабильности возникают угрозы перегрузки и травмы, мышечная же перегрузка просто неизбежна.

У народов, у которых гиперподвижность является обычным делом, преобладают мышечные и сухожильные боли, тогда как типичные боли в спине или ишиас крайне редки.

Логично, что избыточная нагрузка на мышцы, которые принимают на себя роль «псевдо - связок» приводит к перегрузке сухожилий и нарушению мышечной функции, повышению тонуса антагонистов уже и так ослабленных стрессом мышц и осложнением и без того сложного набора дисбалансов, в том числе, изменение характера движений.

Что делать с барьерами при их обнаружении

Одна из задач пальпации ограничений – установить степень этих ограничений при определении диапазона подвижности в разных направлениях. Вторая – определение характера и природы этих ограничений, в частности, в ряду других факторов, при оценке мягкости или жесткости конечного чувства. Некоторые манипуляторные техники подразумевают работу с патологическим барьером еще до использования многих других методов. Цель такой работы – увеличение диапазона подвижности, так сказать, сдвигание барьера назад.

Это может быть использование изометрического сокращения агонистов (укороченной мышцы или мышечной группы), или их антагонистов (техника мышечной энергии), Можно использовать активную регулировку/манипуляции, как это принято делать в хиропрактике или остеопатическом лечении. Улучшение подвижности также может быть достигнуто при помощи использования длинного рычага или техник игры сустава.

Другим подходом может быть движение в направлении, противоположном направлению, где есть ограничение, уход от барьера, как в функциональных остеопатических техниках, таких как «стрейн/контрстрейн».

Независимо от того, какой подход используется, важно знать как «почувствовать» границу диапазона подвижности в любом из направлений и не провоцировать далее чувствительные ткани. Практика на нормальных суставах и тканях упрощает распознавание ограничений подвижности в дальнейшем.
Способность видеть и чувствовать качество движения имеет особое значение в мануальной терапии, поскольку малейшие отклонения от нормы могут часто оказываться ключом к правильному диагнозу.
Если где-либо в пределах диапазона движения (активного или пассивного) возникает боль, которой предшествовало, или за которой следовало безболезненное движение, то диапазон, в котором отмечены такие болезненные ощущения, называют болевой дугой.

Отклонения от нормальных траекторий при возникновении такой болезненной дуги указывают на стратегию избегания боли и очень важны с точки зрения диагностической. Как правило, активные движения проверяют способность всех анатомических структур и психологическую готовность пациента к преодолению этой зоны.

Пассивные движения являются средством проверки только для несократимых тканей. При этом такие движения сравниваются с принятыми нормативами, а также с показателями для соответствующего сустава с другой стороны. Этим путем проводится оценка конечного чувства, болезненных дуг, укороченных мышц, ограниченной или избыточной функции сустава. Общим правилом здесь является то, что при пассивном движении достигают большего диапазона подвижности, чем при активном.

Леон Чейтоу
0
3558