ТИПЫ УПРАЖНЕНИЙ ЙОГИ. МЕХАНИЗМЫ ИХ ВЛИЯНИЯ

ТИПЫ УПРАЖНЕНИЙ ЙОГИ. МЕХАНИЗМЫ ИХ ВЛИЯНИЯ
ТИПЫ УПРАЖНЕНИЙ ЙОГИ. МЕХАНИЗМЫ ИХ ВЛИЯНИЯ
В йоге существуют следующие типы упражнений: Асаны, Пранаямы, Бандхи, Мудры, Крийи, Мантры, Медитативные техники.
I. Асаны.
Асаны, согласно Патанджали, - "это положение тела, которое удобно и приятно". Некоторые современные практикующие, прочитав это определение, могут воспринять его как издевательство. Действительно, некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки и едва ли могут быть названы "удобными и приятными". Данный парадокс связан с тем, что, по-видимому, во времена Патанджали йоги использовали лишь небольшое количество асан, среди которых не было изощренных, подобно тем, что предлагают современные школы. Так, в "Хатха йога прадипике" приводится перечень из 11 асан для укрепления тела и 4-х медитативных асаны.
К первой группе относятся: Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьяасана, Пашимоттанасана, Маюрасана, Шавасана.
Ко второй: Сиддхасана, Падмасана, Симхасана, Бхадрасана.
Такое ограниченное количество упражнений являлось не следствием неразвитости системы, а четким пониманием, что йога - это не техника для гипертрофированного развития физического тела. Асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека.
II. Пранаямы.
Дыхание человека - единственный процесс, который управляем и мозгом человека, и его сознанием. Дыхание - мостик между биологической и духовной природой человека. Тип дыхания, особенности, глубина, задействованные в нем мышцы напрямую связаны с состоянием сознания человека.
Человек может полагать, что его состояние совершенно спокойно. Но любой сторонний наблюдатель, посмотрев на особенности дыхания, легко определит, так ли это. Дыхание выражает истинное эмоциональное состояние. И, наоборот, контролируя дыхание, можно научиться контролировать эмоциональное состояние. Опираясь на более детальное знание чакральной системы и других принципов психосоматических взаимодействий, можно подробно анализировать текущее состояние психики человека, только наблюдая или слушая его дыхание.
Однако для целей йоги важно, что работает и обратный принцип: сознательно формируя и удерживая некоторый тип дыхания, мы формируем определенное, заранее выбранное состояние сознания. Именно на этом принципе и базируется следующий тип упражнений йоги - ПРАНАЯМЫ. Пранаяма - это контроль дыхания.
Итак, пранаямы - это дыхательные упражнения. В "Хатха-йога прадипике" описано 8 пранаям: Сурья Бхеда, Уджайи, Ситкари, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Плавини. Иногда в древней йоге пранаямой называли практику задержек дыхания. В современной йоге насчитывается несколько десятков пранаям и их разновидностей, например: полное дыхание, быстрые пранаямы, медленные, динамические пранаямы. Пранаяма оказывает незначительное, по сравнению с асанами, воздействие на физическое тело. Ее основными целями являются эфирное и астральное тела, т.е. жизненность и эмоциональная сфера. Механизм действия дыхательных упражнений, в частности, пранаям, основан на следующих принципах воздействия.
III. Бандхи.
Бандха в переводе с санскрита означает "замок", что и характеризует сущность их механизма влияния. Бандхи перекрывают определенные токи энергии и связанные с ними перемещения жидкостей внутри организма, поэтому чаще всего бандхи делаются при выполнении упражнений, изменяющих корпоральное давление. В классической йоге выделяют три основные бандхи: джаланадхара-бандха, уддияна-бандха и муладхара-бандха.
IV. Крийи.
Слово крийя переводится с санскрита как "движение", поэтому в последнее время этим термином стали называть многие динамические практики йоги. Однако, в действительности крийи - это упражнения, оказывающие динамические воздействия, по сути, массаж, внутренних органов. Крийи - одно из "ноу-хау", поскольку они не имеют аналогов в других системах физической культуры. К крийям относятся, в частности: уддияна-бандха крийя, наули крийя. Также крийями или шаткармами называются процедуры физического очищения, связаные с ниямой. Они предназначены для выведения шлаков из организма. Отдельное внимание уделяется очищению пищеварительного тракта, кровеносной системы и других систем. Существует шесть видов очистительных процедур: Дхаути, Басти, Нети, Тратак, Наули, Капалабхати. К каждому виду относятся различные процедуры и техники очищения. Принципы воздействия этих упражнений в большинстве случаев очевидны.
V. Мудры.
Обычно, в обывательском восприятии, под мудрами понимают специфические положения рук. Такой взгляд порожден в значительной мере буддийской традицией, активно использовавшей именно этот тип мудр. Однако, строго говоря, в классической йоге категория "мудра" намного шире: существуют положения тела, которые также относятся к мудрам, например, уже упомянутая йога-мудра, шактичелани-мудра и другие, хотя таких меньшинство. К мудрам относят также специальные положения глаз (например, самбхави-мудра, вайшнави-мудра), языка (набхо-мудра, кхечари-мудра) и даже ануса (ашвини-мудра).
В большинстве случаев мудры применяют в медитативной практике и редко связывают с физическими упражнениями. Это и понятно, поскольку мудры оказывают очень тонкое влияние на организм человека, причем исключительно на его эмоциональную сферу (астральное тело). Механизм воздействия мудр также связан с психосоматическими соответствиями. Для того, чтобы понять этот механизм, обратим внимание на ближайших родственников мудр - жесты. Самые обычные жесты, которые составляют значительную часть динамики общения.
VI. Вибрационные техники (мантры).
Одной из древнейших в истории человечества практикой является повторение мантр определенных наборов звуков, резонансно воздействующих на отдельные участки головного мозга или тела. Согласно исследованиям современных нейропсихологов, практика произнесения мантр действительно изменяет относительные амплитуды ритмов мозга, что способствует достижению измененных состояний сознания. Мантры не следует путать с молитвами и формами, предназначенными для словесного самовнушения, поскольку они могут не иметь смысловой нагрузки (хотя могут и иметь).
Следует отметить, что в истории человечества существовали механические аналоги произнесения мантр. Так, известный музыкальный инструмент северных народов, варган, использует в качестве резонатора череп играющего, что позволяет локализовать акустические вибрации максимальной амплитуды в определенных зонах мозга, стимулируя, таким образом, их деятельность.
В индийской традиции существовало четыре способа (точнее восходящих ступени) произнесения мантр.
1-я ступень мантра произносится вслух громко и отчетливо;
2-я ступень мантра произносится шепотом, но с четкой артикуляцией;
3-я ступень мантра произносится мысленно;
4-я ступень - высшая слова мантры не произносятся, но человек вызывает соответствующее мантре состояние.
VII. Медитативные практики в йоге.
Медитативные методы основаны на управлении функциями психики с помощью концентрации внимания (пассивная медитация) или воли (активная медитация).
Медитации - это упражнения для астрального тела. Астральное тело, как и физическое, поддается тренировке при помощи определенных упражнений, причем смысл этой тренировки, как и для физического, так и для эфирного тел, состоит в том, чтобы сделать соответствующее тело более гибким, т.е. способным достигать более широкого диапазона состояний, более сильным, т.е. более устойчивым к внешним эмоциональным воздействиям, и более энергетичным, т.е. ярким в своих эмоциональных проявлениях. Из этого следует, что медитации, как и асаны, надо делать комплексно, четко осознавая задачу и план тренировки, компенсируя одни измененные состояния психики другими, противоположными им с тем, чтобы расширить диапазон допустимых состояний в реальной жизни и тем самым увеличить число внутренних степеней свободы.
0
1980