ТИПЫ СТОП
ТИПЫ СТОПУ современного человека сложилось самое плохое отношение к стопам, как у мужчин, так - и особенно - у женщин. На природе стопы человека были счастливы и свободны от всяких неудобств.Древняя (атавистическая) стопа (рис. 91, вид на кости), которую ученые также называют «pes anticus», напоминает стопы доисторических людей с большим хватательным пальцем, способные широко контактировать с плоскостью опоры благодаря своим плюсневым костям и широко расставленным пальцам. Когда цивилизация заключила стопы в более или менее удобную обувь, они были вынуждены адаптироваться. Вмешивающаяся мода, особенно это касается женской обуви на острых и узких каблуках, просто катастрофична (рис. 92, кости стопы в туфлях на высоком каблуке). Тут появляется факт, известный под варварским названием «hallux valgus» (вальгизированный большой палец стопы):первая плюсневая кость, далеко отстоящая от второй плюсневой кости (metatarsus varus или adductus), оттеснена кнутри (в сторону пятки) так, что большой палец направлен косо кпереди и кнутри а;за этим следует ненормальное выстояние головки первой плюсневой кости, на уровне которой туфли, натирая, приводят к образованию экзостоза b, а затем и натоптыша, в народе называемого «луковицей», который может инфицироваться;вторая плюсневая кость отчетливо длиннее остальных, поэтому на нее приходится основная нагрузка в конечную фазу шага, что ведет к перегрузке и к появлению болей в области ее основания; иногда встречаются усталостные переломы;пятая плюсневая кость сильно отставлена кнаружи, приводит к вальгусной деформации пятой плюсневой кости. Она сама сильно оттеснена кнутри с (в сторону пятки) вместе с мизинцем;этот дисбаланс вскоре становится постоянным в результате укорочения капсульной связки суставов, латерального вывиха сесамовидных костей d и сухожилий мышц-сгибателей е, что усиливает дисбаланс;большой палец смещает промежуточные пальцы (рис. 93) и даже устанавливается над вторым пальцем;пятый палец претерпевает обратную деформацию - «quintus varus», что еще более уменьшает место для средних пальцев и усиливает их молотообразную деформацию (рис. 94) с формированием натоптышей на подошвенной стороне межфаланговых проксимальных суставов;когтеобразные средние пальцы стопы придавливают книзу головки плюсневых костей и опускают их, вследствие чего передняя арка становится выпуклой - передняя выпуклость стопы.В итоге такая распространенная деформация стопы с «hallux valgus», молотообразными пальцами и передней выпуклостью стопы, ставит серьезные проблемы при выборе обуви и может быть скорректирована только хирургическим путем.Морфологический тип стопы играет важную роль в развитии описанных деформаций. С художественных позиций можно выделить три типа стоп:Греческая стопа (рис. 95) характерна для классических греческих статуй. Второй палец самый длинный, за ним следуют первый и третий пальцы, имеющие почти одинаковую длину, а затем четвертый и пятый пальцы. При таком типе стопы нагрузки наилучшим образом распределяются по ее переднему отделу.Стопа египтянина (рис. 96), как мы ее видим на статуях фараонов, отличается наличием наиболее длинного большого пальца; длина всех остальных пальцев последовательно уменьшается. Это тип стопы наиболее склонен к проблемам. В обуви сравнительно длинный большой палец отодвигается латерально (hallux valgus) и из-за нагрузки в переднюю фазу ведет к остеоартрозу плюснефалангового сустава, создавая hallux rigidus.Стопа полинезийца (рис. 97), или квадратная стопа, изображаемая на полотнах Гогена: пальцы (по крайней мере, первые три) имеют одинаковую длину. Такая стопа не причиняет никаких проблем.Из всего сказанного можно сделать вывод - особенно это касается женщин - следует избегать слишком узких туфель и высоких каблуков. Потому что в подобной обуви пальцы накладываются один на другой и складываются (рис. 93). Так собираются вместе все факторы для развития hallux valgus.Если мы хотим извлечь мораль из всего вышеописанного, то можно перефразировать известное выражение: «Обувь сделана для человека, а не человек для обуви»."Нижняя конечность. Функциональная анатомия"А.И. Капанджи