Нияма
Нияма“Нияма” - это не контроль, а пути; это наши качества, которые следует развивать и в которые следует направлять энергию. С освоением Ямы сознание освобождается от неправильных состояний, делается более пустым, и на место "пороков" приходят добродетели "Ниямы"Пять основных принципов “Ниямы”:Шауча - чистоплотностьСантоша - довольствоТапасья - самоограничениеСвадхъяя - самоизучениеИшвара пранидхана - поклонение Богу (набожность)Семь дополнительных принципов "Ниямы":Сауманасья (saumanasya) - принцип БлагожелательностиМан-дхатар (man-dhatar) - принцип ВдумчивостиНирага (niraga) - принцип БесстрастностиАваща (avasa) - принцип НезависимостиМантра-вид (mantra-vid) - принцип Знания заклинанийДамсанавант (damsanavant) - принцип Обладания необыкновенной силойНишпратидвандва (nispratidvamdva) – принцип Неимения противниковПервая Нияма Шауча (Чистоплотность)Чистота тела, ума и окружающей среды очень важна для гармонизации энергии. Один индийский святой, Свами Читананда, однажды посетил Ананду, и увидев ржавую лейку, лежащую в саду, заметил: “Вам следовало бы поднять это и покрасить. Низшие сущности притягиваются к мусору.” Сила, которая приходит при безупречной Чистоплотности – божественное безразличие к вещам, относящимся к телу.Вторая Нияма - Сантоша (Довольство)Принимать вещи такими, как они есть и быть довольным – высшая степень добродетели. Однако это не означает,что нужно стать апатичными или ленивыми. Сила, которая приходит при безупречном Довольстве – высшая степень блаженства.Третья Нияма - Тапасья (Самоограничение)Нам следует научиться быть хозяином своих “хочу” или “не хочу” и уметь доводить до конца свои начинания. Традиционно, эта нияма означает совершенствование наших способностей по самоограничению и аскетизму – индийские писания содержат много историй о святых, получивших магические силы посредством выполнения этой ниямы. Но хотя на первый взгляд там имеется ввиду сила по отношению к окружающему миру, при более глубоком понимании становится понятно, что они говорили о силе по отношению к своему невежеству. Различные психические силы приходят при безупречном выполнении этой ниямы.Четвертая Нияма - Свадхъяя (Самоизучение)Интроспекция позволяет нам увидеть Бога в себе. Нет необходимости в осуждении себя и своих качеств, нужно просто развить способность иметь абсолютно ясный ум и объективность. Без интроспекции практически невозможен прогресс на духовном пути. Сила, которая приходит при безупречном Самоизучении – это видение того аспекта Бога, которому вы поклоняетесь.Пятая Нияма - Ишвара Пранидхана (Набожность)Набожность направляет естественную любовь сердца от мирских объектов к Богу. Это совершенно необходимое качество на духовном пути. Если Набожность достаточно сильна, возможно достигнуть цели даже без техник, как это делали христианские святые. При безупречной Набожности мы попадаем в состояние “Самадхи”, или Божественное блаженство.Как говорил Патанджали, ямы и ниямы не должны зависеть от положения в обществе, места, времени или возможности. Он настаивал на том, что мы не должны искать оправданий с целью избежать делать их. Если мы начнем искренне практиковать эти качества, неизбежно возникнет ситуация, при которой появится сомнение в возможности практики. Однако, если мы будем упорны, то Вселенная, а не мы, начнет приспосабливаться. Это глубокая и тонкая наука, которая говорит о законах чудес. Наше сознание, работая по законам тонкого магнетизма, создает ситуации точно так же, как сознание Бога создает Вселенную. Главная роль принадлежит сознанию, а не форме. Божественное сознание, работающее по чистому каналу, (установленному в ямах и ниямах) может создать любое чудо.На изучение и практику этих 10 правил (Ямы и Ниямы) стоит потратить жизнь; это существенно изменит ее. Представьте, какой рай наступил бы на Земле, если бы все люди посвятили себя этим принципам.